?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Люди и мысли Previous Previous Next Next
Зеленая Рина Васильевна. 07.11.1902 - 02.04.1991. - Люди и мысли...
figaro_bender
figaro_bender
Зеленая Рина Васильевна. 07.11.1902 - 02.04.1991.
Ноябрь. Последний месяц осени. 7 ноября 2007 года исполнилось бы 105 лет со дня рождения "Зелёной снаружи, Золотой внутри" Рины Васильевны Зелёной.

Актрис такого плана, какой была Рина Зелёная, больше не было и нет. Одно ее появление всегда вызывало улыбку и сладостное предвкушение смешного. Она не уставала экспериментировать, пробовать себя в самых разных жанрах и сферах искусства – пела, писала детские рассказы, сочиняла настольные игры, выступала с монологами и в дуэтах, читала на радио фантастические романы, выступала с лекциями о психологии ребенка. Рина Зелёная принадлежала к редкостным актерам чаплинского плана, которым были доступны вершины комического и трагикомического, но ее дар так и не был по-достоинству использован в кино, где недолюбливали мастеров такого плана. А кинематограф манил актрису всегда.

Нашему поколению она запомнилась обаятельной старушкой - черепахой Тортиллой и миссис Хадсон. И требуется немалого труда сейчас по воспоминаниям друзей, родственников и знакомых узнать об ее молодых годах. О том, что она была неотразимой для мужчин, притягательной для женщин и неподражаемой для детей. Ее обожали, ею восхищались, ей завидовали и подражали.
Стройная, высокая, большеглазая, с неиссякаемым фонтаном юмора, она всегда была в центре внимания любого общества. Самые избалованные дамским вниманием мужчины сходили по ней с ума. Ее ценил Маяковский. Прическа “под Рину” стала самой модной в 20-е годы, а ее фразочки моментально расходились в народе, как соль советского фольклора.

Рине не раз задавали вопрос о происхождении ее фамилии, считая “Зеленую” псевдонимом. Случалось и хуже. Ее подозревали в родстве с последним градоначальником Одессы — тем самым Зеленым, которого высмеял циркач Дуров, выкрасив свинью в этот цвет. На то и другое Рине приходилось отвечать, что Зеленая — истинная фамилия ее отца, который тем не менее вовсе не был одесским градоначальником. А вот дед Рины был царским генералом, и это ей приходилось скрывать, хотя в тайне она очень гордилась своим генеральским происхождением.

Сама актриса так говорила об этом: “Люди часто интересуются моей фамилией. Одни спрашивали, почему я выбрала такой псевдоним, а другие уверяли меня, что я родилась в Одессе и что я дочь одесского градоначальника Зеленого, поэтому у меня такая фамилия. Мне приходилось отказываться от такого родства просто потому, что у меня был свой отец, хотя и не генерал. Отец рассказывал мне, что в годы революции его вызывали куда-то, чтобы уточнить обстоятельства его деятельности как градоначальника Одессы и узнать, почему он не указывает этого факта в анкетах. Отец сообщил, что никогда не бывал в Одессе до революции и ему не привелось быть градоначальником.
- Как вы можете это доказать? - спросили его.
- Может быть, доказательством служит то, - ответил, подумав, отец, - что одесский градоначальник Зеленый давно умер, а я чувствую себя прекрасно”.

Зато мало кто задумывался, что имя Рина — это всего лишь более звучное и удобное сокращение от Екатерины, появившееся в те времена, когда имя молодой артистки начали набирать крупными буквами на театральных афишах.

Артисткой Рина Зеленая стала случайно. В круговерти гражданской войны, которая занесла Рину с мамой и сестренкой в Одессу, после перенесенного тифа, бритая наголо, исхудавшая и востроносая девчонка случайно увидела объявление о приеме в актерскую школу. Это был старенький подвальчик, где разместилась труппа любителей под названием "КРОТ" - "Конфрерия Рыцарей Острого Театра". Руководил ею Виктор Типот, химик по образованию, а в будущем - знаменитый режиссер и автор первых советских оперетт "Свадьба в Малиновке" и "Вольный ветер". У всех в коллективе были свои обязанности. Екатерина пела, танцевала, переодевалась каждую минуту, играя по пять ролей в один вечер. Программа менялась каждую неделю, и работать приходилось целыми днями. Ведь зрители платили хоть маленькие, но все же деньги, которые делились между всеми. Кате нужно было кормить семью - маму, которую отец оставил ради другой женщины, и младшую сестренку. Правда, вскоре в "КРОТе" нашлось место и для Зинаиды - она стала выступать как балерина. Рина не слишком утруждала себя изучением Шекспира и техники декламирования. Ее визитной карточкой, быстро сделавшей ей популярность, стал эпатаж, смелость, полная раскрепощенность и, конечно же, потрясающий запас юмора, на который в те тяжелые времена был особый спрос.

Начинала она на эстраде в начале 20-х годов в качестве профессиональной певицы, но природная комедийность и стремление к пародии одержали верх. Зелёная подготовила номер «Чарльстушки», где соединила народную частушку с чарльстоном. Во время исполнения куплетов она скидывала сарафан и оказывалась в костюме герл, демонстрируя «стиль рюсс на изысканный вкюсс».
Однажды, чтобы не сорвался один из концертов, актрису попросили заполнить паузу, и она детским голосом, с запинаниями и придыханиями протараторила «Мойдодыра». Успех был оглушительный. С тех пор актриса много лет выступала на эстраде в жанре «Взрослым о детях».
Поколесив немало по бесчисленным провинциальным театрикам, которые открывались и закрывались с непостоянством мыльных пузырей, Рина стала знаменитой. А еще некоторое время спустя Рина Зеленая решила ехать в Москву.
Москва оказалась неузнаваемой. Куда идти и к кому проситься, Рина не знала. Сняла шестиметровую комнатку, куда со временем перевезла из Одессы маму, Зинаиду и режиссера Типота с женой. Шла она как-то по улице, мимо мчались автомобили, сверкали витрины, горели рекламы, шумели торговцы, настроение у Рины было прескверное, и вдруг… В глаза ей бросилась нарядная и нелепая табличка: Театр "Нерыдай!" "Как будто прямо для меня написано!" - подумала Рина и вошла в помещение. "Нерыдай!" оказалось самым популярным в Москве ночным кабаре. Несмотря на высокие цены, попасть туда было не так просто. Зал набивался богачами-нэпманами, столичными знаменитостями, известными поэтами, актерами и художниками. Представления начинались в полночь, а заканчивались часа в четыре утра.
Потом в ее жизни было много театров и много встреч. Вера Инбер, Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Ольга Пыжова, Виктор Шкловский, Эдуард Багрицкий, Сергей Есенин... Все они были ее партнерами или друзьями. Театр "Летучая мышь", Театр Сатиры (1924-1928)... Ее сразу же полюбили зрители. Даже в парикмахерских Петрограда дамы просили постричь их под Рину Зеленую. В "Гостином дворе", куда Рина как-то зашла за покупками, приказчик сказал ей: "Товарищ Зеленая! Я вам, конечно, уступлю, но с условием - выходите побольше на "бис", а то больно скупы".
Она стала подругой семьи Михалкова -- Кончаловской, подружилась с Маяковским, была очень близка с Агнией Барто. Рина Васильевна была дружна и, по словам окружающих, очень похожа на другую выдающуюся актрису - Фаину Раневскую. У двух великих актрис вообще много общего. И в первую очередь общепризнанный талант, так и оставшийся, по большому счету, не реализованным ни в театре, ни в кино.

Вторая мировая война застала Театр миниатюр, в котором работала Рина Зеленая, на гастролях. В Министерстве культуры было решено труппу не эвакуировать, а продлить гастроли на неопределенный срок. Когда же они, наконец, закончились, артистов до Москвы не довезли, а оставили в Куйбышеве, где собралась чуть ли не вся театральная богема. Там же был отпразднован день Революции, совпадающий в днем рождения Рины Зеленой - 7 ноября. А осенью 1945 года она побывала в Берлине и даже расписалась на рейхстаге: "Мне удалось втиснуться между фамилиями бойца-пехотинца и матроса на одной из колонн". Большую же часть военных лет Рина Зеленая провела на фронте.

Военный корреспондент С. Михалков в одной из заметок написал, что на передовой услышал горестный разговор солдат о том, как "чертовы фрицы вдребезги разбили Рину Зеленую". Оказалось, что во время очередного воздушного налета были разбиты пластинки с записями выступлений актрисы.

В Москве тоже было неспокойно. Фашисты каждый вечер устраивали налеты на город, и на крыше дома, где жила Рина Зеленая, появилась зенитная батарея. Немцы, естественно, старались попасть именно туда. Дружинниками в доме были все оставшиеся мужчины: режиссеры, актеры и писатели. Они тушили зажигалки и убирали осколки снарядов от зенитки, установленной на крыше. Шлемы дружинникам не полагались, и Рина Васильевна просила мужа: "Ты надень хоть кастрюлю, а то тебе голову пробьет".

В восемнадцать лет она вышла замуж за знаменитого столичного юриста Владимира Блюмельфельда, который был гораздо старше ее и в конце концов просто не вынес озорного характера юной супруги. После развода Рина почти сразу страстно влюбилась в знаменитого журналиста Михаила Кольцова. Страсть была взаимной, но Кольцов имел семью, и Рина решила с ним расстаться... И почти сразу же встретилась с неотразимым грузином — архитектором Котэ Топуридзе. Хотя оба они жили в Москве и даже имели практически один круг знакомств, их роман начался в солнечной курортной Абхазии. У мужа были два сына от предыдущего брака и куча малолетних родственников. У самой Рины — две сестры и бесчисленные племянники, родня мачехи отца... Так что их дом был всегда полон родней и малолетними отпрысками, которые просто обожали тетю Рину и доставляли ей немало хлопот. Но завести своих собственных детей Рине Зеленой так и не пришлось. К тому же она была чрезвычайно востребованной актрисой и оставшееся от мужа и родни свободное время разъезжала по творческим командировкам. В войну она выступала с бригадой Аркадия Райкина на фронте, в мирное время исколесила всю страну, побывала даже в Арктике. Она всегда была в центре внимания. Муж, маститый авторитетный архитектор, очень высоко ценимый Сталиным, не стеснявшийся спорить с Хрущевым и Брежневым, преклонялся перед этой непоседливой, немного суетной и острой на язык женщиной.

Она обожала пешеходные прогулки по бульварам. “Я могла бы быть неплохим экскурсоводом по старинной Москве. Зарабатывала бы хорошие деньги рассказом о том, что располагалось в том или ином доме в годы революции”, - говорила актриса друзьям. Правда, со временем вспоминать о многочисленных ночных кабаре, которыми так славилась столица в начале века, она разлюбила. “Иначе все подумают, что мне уже тысяча лет”, - шутила Рина Васильевна.

На киноэкране Рина Зелёная появилась в первой звуковой ленте «Путевка в жизнь». Она играла девушку из шайки Жигана и исполняла блатную песенку. Песенку вырезали, остался лишь финальный куплет. Кроме актерства и исполнения песен Зеленая великолепно владела словом. Написанный ею в соавторстве с Агнией Барто сценарий комедии “Подкидыш” - одно из лучших тому подтверждений. Кстати, именно в этом фильме Екатерина Васильевна встретилась с Фаиной Раневской, которую она называла сигналом к смеху. И реплику, раздражавшую Фаину Георгиевну всю жизнь: “Муля, не нервируй меня!”, - сочинила именно Зеленая.
Слова же для своего персонажа - домработницы Ариши - она придумывала прямо на съемочной площадке. Когда от ее реплики: “Вчера вот тоже в 5-ю квартиру приходили воды напиться, а потом хватились - пианины нету” все - начиная с осветителей и заканчивая оператором - зашлись от смеха, Екатерина Васильевна недоверчиво переспросила: “Нет, это правда смешно, или вы меня утешаете?”

Позже придумывание смешных реплик для своих героев станет для Зеленой традицией. “У меня под кроватью лежит неразорвавшаяся бомба. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли ее мыть с мылом?” - на полном серьезе произнесет ее персонаж в фильме Григория Александрова “Встреча на Эльбе”. Тот же режиссер, снимая комедию “Весна”, предложил актрисе... роль гримера, обозначенного в сценарии как “мужчина средних лет”. Екатерина Васильевна, не раздумывая, согласилась сниматься и благодаря фразе “Такие губы сейчас не носят” запомнилась не меньше, чем Раневская с ее коронной “Красота - это страшная сила!” Две женщины, встречаясь, любили поболтать об общих знакомых, обсудить съемки того или иного фильма. И, разумеется, жаловались друг другу на отсутствие хороших ролей и частое безденежье. “Вот я умру, - сетовала Зеленая, - и никто так и не узнает, какой у меня был прекрасный вкус”.

С коллегами-актерами Рину связывали самые теплые дружеские отношения. Она обожала Ростислава Плятта и при любом удобном случае демонстрировала публике свою дружбу с великим артистом.
Хозяйка из нее была, мягко говоря, не очень хорошая. Во время концертных поездок на фронт не Зеленая помогала бойцам, а те пришивали ей оторвавшуюся пуговицу или ставили заплатки. А в дорогу собиралась Екатерина Васильевна вообще феноменально: складывала в чемодан первые попавшиеся вещи, уминала их коленкой, захлопывала крышку и ножницами обрезала все, что не вмещалось.

Одна из типичных сцен семейной жизни Рины Васильевны и ее мужа выглядела так: Екатерина Васильевна за что-то обижалась на мужа, а тот, погодя минуту-другую, подходил к ней, гладил по голове и говорил: “Ну ладно, я тебя прощаю”. Она боготворила супруга.
Хотя бывало и так, что то ли в шутку, то ли всерьез актриса вздыхала: “Нет, все-таки неправильно прожила я свою жизнь. Надо было мне замуж за кинорежиссера выходить”.

Рина и Котэ всегда ходили, трогательно взявшись за руки, и этой привычке не изменили, даже будучи пожилыми людьми. Гуляя по Москве, Котэ рассказывал жене то о старой церквушке, то об обитателях старинного особняка в каком-нибудь переулке. Он знал все о каждом доме, о каждой площади столицы. Иногда Рина делала вид, что обижается на его возгласы: "Как, ты не знаешь? Не понимаю! Я от тебя этого не ожидал. Прощу, если почитаешь мне вслух". И вечером она с удовольствием читала ему какого-нибудь любимого автора...

Первый инфаркт у Котэ случился в 69-м. Это произошло ночью, совершенно неожиданно. Он вдруг стал сильно кричать во сне от боли. Когда его увезли в больницу, Рину шатало из стороны в сторону: давление зашкаливало за двести, у нее даже повредилась сетчатка глаза. Второго инфаркта он уже не перенес. Чтобы хоть что-то увидеть по телевизору, ей приходилось придвигать кресло вплотную к экрану. Рине даже сделали специальный бинокль. Но и это не помогло: ей все домашние читали вслух по очереди.

Прощание с профессором Топуридзе проходило в Архитектурном институте. Рина стояла у гроба, глубоко надвинув на лоб шапку. На людях она держалась, не плакала. А когда у могилы остались одни родственники, Рина вдруг резко повернулась и пошла прочь по узкой асфальтовой дорожке. Плечи ее содрогались от рыданий...

Ее воображение и чувство юмора и в старости сохраняли сверхъестественную гальваническую подвижность - свидетельством тому может послужить дивная книга мемуаров «Разрозненные страницы». Как пела Тортилла в своем бессмертном «романсе»: «Юный друг, всегда будь юным, ты взрослеть не торопись...» То, что исполнять его довелось именно Зеленой, - это, наверное, больше, чем совпадение.

До конца жизни Рина Зеленая была любознательным, смешливым, открытым для жизни существом. Но это в обычных ситуациях. В критических же - еще и сдержанным, не выставляющим напоказ свои болячки и проблемы. До глубокой старости она жила вполне благополучно в бытовом отношении, но при этом не очерствела и, говорят, никогда не отказывала в помощи тем, кому повезло меньше, чем ей. Сама же еще в 60-е годы перенесла тяжелейшую операцию, о которой почти никто не знал, но благодаря собственному жизнелюбию прожила после этого долгие годы. А за восемь лет до смерти впала в девятидневную кому, так что, казалось, ей уже не выбраться. Но не тут-то было: актриса еще умудрилась досняться в последних сериях "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона".

Последние годы Рина Васильевна жила в Доме ветеранов кино. Здоровье Рины Зеленой сильно подкосила смерть любимого мужа. Она почти ослепла, сразу же сильно постарела, редко выходила в "свет", и отдала себя в руки заботливой родни. Ее искренне любили, за ней ухаживали не только родные, но и коллеги, и поклонники. Но внимание окружающих далеко не всегда нравилось ей. Ей докучали знаки внимания, приставания с разговорами. Мешали стереотипы. Рину, игравшую простоватых, болтливых и не слишком умных дамочек, и в жизни считали такой — панибратской, общительной и бесконечно радостной. Зная Рину Зеленую по озвучиванию бесчисленных детских ролей в кино, радиопостановках и мультипликации, незнакомые люди считали ее большим специалистом в педагогике и вообще в вопросе детей. А она была не сильна в этом. С детьми общалась инстинктивно, подкупала равным общением и нестандартным поведением.

Своего возраста она и сама точно не знала. Поэтому, заполняя очередную анкету, год рождения она выдумывала заново. Во всех справочниках значится, что родилась актриса 7 ноября 1902 года, а знакомые уверены, что это знаменательное событие могло произойти и в 1896, и в 1900 годах. Но родственники Рины Зеленой утверждают, что родилась она в 1901 году. Эта дата значится и на памятнике актрисе на Введенском кладбище.

Рина Зеленая прожила без малого век. «Бог покарал меня долголетием», - часто повторяла актриса. Но чувство юмора ей и в старости не изменяло. Однажды, прогуливаясь по внутреннему дворику, Рина Васильевна оступилась и упала в кусты рядом с дорожкой. Встать сама не смогла и дождавшись прохожих, провозгласила: "Обратите внимание! Здесь валяется Рина Зеленая! Она упала!"
Когда ее спрашивали о почетных званиях, она отшучивалась: «Народную дадут за 45 минут до смерти». Так оно и вышло. 1 апреля 1991 года Рине Зеленой собирались присвоить звание народной артистки СССР. В этот день великая актриса скончалась. Узнав об этой новости, в правительстве не стали давать ход документам...




P. S. Кроме потрясающего чувства юмора актриса обладала и феноменальной памятью. В больнице на шоссе Энтузиастов,в последние месяцы, она, не в состоянии встать, брала в постель телефон и часами набирала номера знакомых, прося навестить ее. Почти никто из них почему-то не приходил. Не верилось, что смешливой, всегда готовой к шутке, с неизменной улыбкой на лице женщине может быть одиноко? Или вспоминался эпизод из “Иностранки”, где Зеленая говорила: “С места не сойду, пока не умру. А умру я не скоро!”? Увы, последние месяцы жизни талантливой актрисы оказались не такими веселыми.

Tags: ,

11 comments or Leave a comment
Comments
fridka From: fridka Date: October 9th, 2007 11:15 am (UTC) (Link)
И еще один прекрасный человек, с которым не довелось быть знакомой... Грустно - мы бы нашли общий язык.
na_il_ga From: na_il_ga Date: October 9th, 2007 01:51 pm (UTC) (Link)
Удивительный человек! Спасибо большое за Ваш труд!
figaro_bender From: figaro_bender Date: October 10th, 2007 04:26 am (UTC) (Link)
Спасиби за добрые слова.
larugo From: larugo Date: October 9th, 2007 05:26 pm (UTC) (Link)
"Обратите внимание! Здесь валяется Рина Зеленая! Она упала!" - дай бог чтобы я стала такой старухой

спасибо вам за журнал
figaro_bender From: figaro_bender Date: October 10th, 2007 04:27 am (UTC) (Link)
Сам был удивлен. Прекрасная старость. С юмором, задором, мальчишеством!
From: magdolina Date: October 9th, 2007 06:38 pm (UTC) (Link)
да, прекрасная Рина.
про нее очень хорошо написал Василий Ливанов в своей книге, целая глава про нее.
lap34 From: lap34 Date: October 10th, 2007 09:38 am (UTC) (Link)
Посмотрите, пожалуйста, Вам может быть интересно 9осторожно, трафик! там 81 картинка!): http://rukh.dtdns.net/rukh/artcccp/artcccp.htm. Там выложены лькрытки с фотографиями советских актеров и эстрадных исполнителей, и предлагается их опознать. Я узнала больше половины, но далеко не всех. Думаю, у Вас результат будет лучше.
figaro_bender From: figaro_bender Date: October 10th, 2007 10:07 am (UTC) (Link)
Только что попробовал. Не узнал 8 человек...
lap34 From: lap34 Date: October 10th, 2007 10:45 am (UTC) (Link)
Сразу видно профессионала!! Я не узнала процентов 30.

Там влделица коллекции обещает передать ее тому, кто узнает больше всех. К сожалению, пост закрытый, поэтому ссылку дать не могу. Но могу передать ей Ваши результаты с указанием автора, если хотите.

В пятницу она обещала подписать все изображения.
From: boycovevg Date: October 14th, 2008 07:36 am (UTC) (Link)
хихи
adriannayl From: adriannayl Date: November 21st, 2010 01:31 pm (UTC) (Link)
В друзьях :)
11 comments or Leave a comment